Версия для слабовидящих
Тел.: 599-454, 599-455 | Факс: 599-481 | e-mail: agro@gov39.ru

Информация

Карта свободных земельных участков, находящихся в областной собственности

Карта свободных от прав третьих лиц земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной и муниципальной собственности

Шаг за шагом

01.04.2014

Цель — сбалансированный аграрный сектор.
Три года назад сельское хозяйство Калининградской области объявлено губернатором Николаем Цукановым приоритетным направлением развития региона. За это время в аграрном секторе произошли существенные сдвиги. Совместная работа министерства сельского хозяйства и депутатов Калининградской областной думы позволила эффективно реализовать множество программ в этой сфере.
О планах и перспективах развития отрасли, проблемах и путях их решения нашему корреспонденту Елене Бойко рассказал председатель постоянного думского комитета по сельскому хозяйству, землепользованию, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр НИКУЛИН.
— Александр Владимирович, для начала попрошу назвать несколько цифр, характеризующих работу вашего комитета.
— Подчеркну, что наша работа была бы невозможна без тесного взаимодействия с правительством области и непосредственно областным министерством сельского хозяйства. Общими силами за три года руководства краем губернатором Николаем Цукановым, объявившим развитие этой отрасли приоритетом, удалось переломить тенденцию падения уровня производства продукции сельского хозяйства, заложить основы для системного, устойчивого роста по многим направлениям. В оборот введены 93 тысячи гектаров земель сельскохозяйственного назначения. У депутатов и министерства – разные функции, но единая цель – поступательно, шаг за шагом привести аграрный сектор региона к сбалансированному состоянию.

Если же говорить о нашем комитете, то только в 2013 году мы провели 15 заседаний, на которых было рассмотрено 84 вопроса, касающихся сельского хозяйства, рыбоводства, землепользования, экологии, других профильных вопросов. По итогам работы по совершенствованию регионального законодательства и приведения его в соответствие с федеральным приняты 13 законов Калининградской области, которые улучшили действовавшие до этого законодательные акты. В том числе уточнены положения, регулирующие правила предоставления земельных участков, установлен порядок распределения разрешений на охоту, конкретизированы случаи вырубки и пересадки зеленых насаждений. В этом году мы также планируем разработать 5 проектов законов по вопросам ведения нашего комитета.

— Слышала, что в этом созыве ваш комитет не получил от коллег-депутатов ни одного возражения на разработанные вами совместно с министерством предложения. Неужели ни одного?

— Это действительно так. Вообще за 20 лет работы регионального депутатского корпуса проблемам агропрома и природопользования столько внимания уделяется впервые. И я очень благодарен всем депутатам за понимание ситуации, благодаря чему удалось сдвинуть многие вопросы с мертвой точки.
Калининградское сельское хозяйство – тема, пожалуй, самая специфическая и многим не очень понятная. Поэтому много сил и нам, и правительству приходится прилагать, чтобы эту специфику донести до политиков на федеральном уровне. Заключается же она в первую очередь в преобладании в регионе польдерных земель – тех, что расположены ниже уровня моря.

Из всех польдеров Российской Федерации 80% находятся на нашей территории. И если абсолютное большинство регионов сталкивается с необходимостью полива земель, то очевидно, что их представителям в Госдуме сложно понять, что такое мелиорация и ее крайнюю нужность для Калининградской области. Для нас же это архиважно. Ведь только осушенные и обработанные земли могут давать богатый урожай и работу нашим аграриям. Польдеры – земли плодородные, кроме того, они идеально подходят для ведения овощеводства. А сельхозпроизводство в нашей области – одна из приоритетных отраслей хозяйства.
К сожалению, сегодня катастрофически не хватает денег, чтобы поддерживать мелиоративную систему в должном порядке. Большинство объектов мелиорации находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует проведения реконструкции и ремонта. А от исправности мелиоративной системы напрямую зависит благосостояние и безопасность населения региона.

Часть полей из-за постоянных подтоплений в период паводка и дождей заболачивается и становится непригодными для ведения сельского хозяйства. На землях лесного фонда с прекращением деятельности лесных машинно-мелиоративных станций (ЛММС) деревья сохнут на корню. После половодья они стоят в воде, гниют, а летом высыхают.
— И какие деньги нужны для того, чтобы привести имеющиеся каналы в действие?

— Сейчас на восстановление всей нашей мелиоративной сети единоразово, по разным оценкам, нужно от 20 до 25 млрд руб., и еще около 100 млн ежегодно для поддержания их в нормальном состоянии. Понятно, что таких денег у области нет, поэтому так активно мы и наши коллеги-депутаты в Госдуме добиваемся финансирования из федерального бюджета для проведения в регионе необходимых мелиоративных мероприятий, тем более что большое количество объектов мелиорации находится в федеральной собственности.
Но и на своем уровне, на уровне региона, мы не просто ждем, когда наверху нас услышат. В течение последних лет принят ряд документов, направленных на решение мелиоративных вопросов. Здесь мы работаем опять же в полном взаимопонимании с исполнительной властью. Объемы финансирования только мелиоративных работ из средств областного бюджета за время руководства областью Николаем Цукановым выросли в 10 раз. На 2014 год на эти цели запланировано 120 миллионов.

— Вы сказали, что сельхозпроизводство в нашей области – одна из приоритетных отраслей хозяйства. Но бизнесмены жалуются, что получить землю в аренду или, тем более, в собственность нынче практически невозможно.
— Если лет шесть-семь назад получить участки было вполне реально, то сейчас свободной земли практически не осталось. Имею в виду юридически свободную землю: то есть никем не арендованную или не находящуюся в чьей-либо собственности. В свое время много земли скупили лжеинвесторы с надеждой потом выгодно ее продать либо сдать в аренду. И два десятилетия ничего не делали на этой земле, не заботились о ее плодородии.

Сейчас в регионе обрабатывается около 60% всех земель сельскохозяйственного назначения. На востоке области с этим порядок, особенно хорошо обстоят дела в Нестеровском, Озерском, Гусевском, Правдинском районах. Но рядом с Калининградом, в Зеленоградском и Багратионовском районах картина совершенно иная: хозяйства развалены, земля пустует. И наша главная задача – сделать все, чтобы земля работала по всей области.
Вообще сельское хозяйство – очень перспективный бизнес. И вкладываться в него сегодня стоит, особенно с прицелом на будущее, думая о следующих поколениях. Население планеты стремительно растет, и вопрос обеспечения его продуктами питания становится все острее. Нынешние вложения в эту сферу с лихвой окупятся завтра. Те, кто это понимает и работает в нужном направлении, – стратеги. И замечательно, что аграрии-стратеги есть и в Калининградской области, такие, как Андрей Романов, братья Долговы, акционерное общество «Содружество-Соя» и другие.

— Насколько названные вами стратеги готовы делиться опытом с мелкими предпринимателями и не опасны ли для них в плане поглощения их маленького бизнеса?
— Тут надо понимать, что крупный бизнес в сельском хозяйстве, наоборот, является неким гарантом для малого. Главная задача большого бизнеса – строить крупные перерабатывающие предприятия, заниматься глубокой переработкой в серьезных объемах. У малого бизнеса таких ресурсов нет, и задачи у него другие. Например, растениеводством могут продуктивно заниматься и мелкие хозяйства, выращивая ту же пшеницу или рапс и отдавая их в переработку крупным предприятиям. Это выгодно и тем, и другим, и это эффективно.

Малый бизнес не способен создать крупные производства, крупный не должен размениваться на то, с чем успешно справляется малый. Они не конкуренты! Наоборот, в кооперации их деятельность намного эффективнее. А насчет опыта, опять же это выгодно обеим сторонам. Вытянуть аграрный сектор можно только общими усилиями.
— Специалисты отмечают, что в регионе в целом поменялось отношение к сельскому хозяйству. В том числе речь идет о системе поддержки малого бизнеса на селе.

— Третий год работает областная программа поддержки начинающих фермеров. Победители конкурса получают 1,5 млн руб. на открытие собственного дела. По другой программе семейные фермы на условиях софинансирования получают серьезную поддержку. Вкладывая 40% собственных средств, они могут рассчитывать на сумму до 20 миллионов из регионального бюджета.
— В январе вы побывали на «Зеленой неделе» в Берлине. Есть уже какая-то отдача от этого мероприятия?

— Нашей задачей на «Зеленой неделе» была презентация региона для крупных, стратегических инвесторов, способных вложить средства в глубокую переработку продукции растениеводства и животноводства, например, для выращивания индейки. Нам нужны очень крупные инвестиции, от 10 млн евро. В Берлине мы провели переговоры и теперь ждем решения от тех, кто может стать для нашего агропрома локомотивами.
— Владимир Путин поставил задачу возродить мясное скотоводство. Насколько это реально в Калининграде?

— Сложно, но реально. Вспомним 90-й год, самый расцвет мясной и молочной отраслей. Мы обеспечивали молоком и мясом крупные города России, экспортировали продукцию в разные страны. Поголовье свиней в области тогда составляло более 200 000 голов. Потом развалился Советский Союз, нарушились хозяйственные связи. Другой губительный для скотоводства процесс запустил закон о свободной экономической зоне. Стало проще и на тот момент выгоднее импортировать мясо и молоко, а свои хозяйства начали стремительно разрушаться. В 1994 году поголовье свиней сократилось вдвое, а своего «дна» достигло в 2006 году, составив 26100 свиней. Сейчас идет медленный, но уверенный рост. Сегодня Калининградская область полностью обеспечена свининой собственного производства. Часть ее экспортируется в «Большую Россию».
Но успехи имеют и оборотную сторону: например, побочными факторами производства свинины являются биологические отходы, и вопрос их утилизации становится уже определенной проблемой.

Также, если мы срочно не примем мер по строительству скотобоен, холодильников для хранения больших объемов мяса, то вопрос об интеграции в европейский комплекс товаропроизводителей свинины (и другой мясной продукции) станет весьма проблематичным. Это и экономический фактор, и вопрос экологической безопасности Калининградской области. Среди стоящих перед нами срочных задач – угроза появления в области африканской чумы свиней – АЧС. Нужно принять самые жесткие меры, чтобы она прошла стороной.
— Вновь на повестке дня возникла ежегодная проблема – бесконтрольный пал травы.

— Здесь следует говорить о двух аспектах. Первый, уже упоминавшийся сегодня, – запущенные земли, скупленные или взятые в аренду, но не обрабатываемые. С этим фактором мы боремся, количество введенной в действие земли сельхозназначения с каждым годом увеличивается.
Второй же аспект – культура населения. Даже если земля будет обрабатываться до последнего клочка, найдутся те, кто отыщет, что и как поджечь. И таких не остановит кнут, то есть штрафы, административная или уголовная ответственность, предусмотренные законом. Кроме того, мы ведь не ратуем за то, чтобы всех пересажать. Здесь надо менять образ мышления людей. Поэтому с кнутом надо сочетать и пряник: если кнут – это законодательство, то пряник – это в первую очередь разъяснительная работа, начиная с детских садов и школ. Только изменив отношение людей к этой проблеме, мы сможем разрешить саму проблему.

Источник:

Газета «Калининградская правда»

Фонд поддержки предпринимательства Калининградской области Портал правительства Калининградской области Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Пресс-служба Минсельхоза России
Портал государственных и муниципальных услуг Калининградской области Единый портал государственных и муниципальных услуг Информационный бюллетень Минсельхоза России Росагролизинг
 

Разработка сайта: ITSpecial